Новостное меню

Аудитория : Default
Версия 2.00
Дата публикации: 02/07/2010 03:00:00
Прочтений : 1048

Обнаруженные на юго-востоке Габона ископаемые останки живого организма, обитавшего на Земле 2,1 миллиарда лет назад, или почти в "середине" истории существования планеты, могут "состарить" многоклеточных существ примерно на 200 миллионов лет, сообщает международная группа ученых в статье, которая будет опубликована в журнале Nature в четверг.

Животные в современном понимании возникли приблизительно 540 миллионов лет назад: именно с этого момента, называемого также "кембрийским взрывом", в отложениях встречаются окаменелости представителей самых разных групп. Однако многоклеточные существа, как считается, появились еще до этого: редкие свидетельства их существования относятся в основном к среднему протерозою (1-1,6 миллиарда лет назад).

Группа Абдерразака Эль Албани (Abderrazak El Albani) из университета Пуатье (Франция) обнаружила в сланцевых породах неподалеку от города Франсвилль в юго-восточной части Габона ископаемые останки организмов, которые могут представлять многоклеточную жизнь раннего протерозоя (около 2,1 миллиарда лет назад).

Так могли выглядеть древние многоклеточные организмы, населявшие Землю 2,1 миллиарда лет назад
"Хотя мы не можем однозначно определить природу и свойства макроорганизмов с Франсвилльской формации в Габоне, мы считаем, что останки представляют собой следы многоклеточной жизни, которая расцвела на планете 1,5 миллиарда лет спустя", - пишут ученые.

Исследователи собрали более 250 образцов, длина которых составляет 7-120 миллиметров, а ширина - от 5 до 70 миллиметров. В среднем с квадратного метра площади ученые собирали до 40 образцов. На вид останки напоминают печенье неправильной формы, с обломанными краями и шероховатой поверхностью.

С помощью рентгеновской томографии высокого разрешения Эль Албани и его коллеги восстановили внутреннее строение существ и выяснили, что у большинства из них были лучеобразные структуры по краям и складки ткани в центральной части "тела". При этом ученые подчеркивают, что останки, несомненно, имеют биологическое происхождение: на это указывают результаты анализа изотопов углерода и серы, встречающихся в останках и породе, в которой они были найдены.

Сами ученые не исключают, что достаточно сложные организмы могут быть древнейшими многоклеточными эукариотами, организмами, клетки которых имеют ядро. Свидетельством этого может считаться найденный в формации стеран, органическое вещество-"маркер" присутствия эукариотических клеток. Однако Филип Донохью (Philip Donoghue) и Джонатан Энтклифф (Jonathan Antcliffe) из университета Бристоля, комментирующие работу для Nature, подчеркивают, что исходной, "нулевой" гипотезой в данном случае все же должно быть предположение о том, что найденные останки принадлежат колониям бактерий.

"Новое открытие приносит больше вопросов, чем ответов. Однако в рамках крайне прерывистой истории ископаемых протерозойского и архейского периодов истории Земли, простирающихся с 3,8 миллиарда лет назад и до начала кембрийского периода, эти останки дополняют материалы, исправляющие смешную с сегодняшней точки зрения картину, нарисованную Дарвином в "Происхождении видов", - пишут ученые в комментарии.

rian.ru