Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
305 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11202

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Эстония : Вдовец узнал, что его 60-летний брак не действителен, а он теперь может потерять квартиру
Автор: calipso в 27/11/2018 07:20:00 (2472 прочтений)


В наше время в Эстонии далеко не все пары, даже родив совместных детей, решаются оформить отношения официально. Это не мешает им брать вместе ипотеку, вести общее хозяйство, нести солидарную ответственность за ребенка. Но это осознанный выбор людей не связывать себя узами брака. Каков же был шок овдовевшего пенсионера, когда он на склоне лет внезапно узнал, что его 60-летний официальный союз с супругой считается аннулированным, и теперь он даже не имеет права на квартиру, в которой прожил 40 лет! Рассказывает МК Эстония

Далее...



История Николая Фесенко любому человеку может показаться абсурдной. Он прожил вместе с любимой женщиной 60 лет, а после ее смерти узнал, что не был женат, а из полученной им 40 лет назад квартиры, в которой он прожил полжизни, его могут скоро попросту выставить на улицу. Один, без жилья на старости лет – как такое вообще могло получиться?




Дела семейные

Николай родился и вырос на Украине. В Эстонию он попал на службу в армию, да тут и остался. Николай после демобилизации остался служить в части, а Нина работала там бухгалтером. Так и познакомились. Женщина была вдовой с двумя детьми. Николай помогал ей, периодически подвозил до детского сада… В итоге мужчина предложил избраннице, которая была на пять лет его старше, руку и сердце. В 1957 году пара поженилась.

Сначала семья жила в подвальном помещении. Потом им дали двухкомнатную квартиру на Ангерья – тех, кто жил в подвалах, расселяли в первую очередь. Через несколько лет Николай и Нина устроились работать на один завод, и в 1976 году им дали трехкомнатную квартиру в Ыйсмяэ как семье с разнополыми детьми. Ответственным квартиросъемщиком значился Николай, который получил ордер на новое жилье. Когда грянула приватизация, квартиру оформили на Нину.

«Решили тогда, это не имеет значения. Мы же муж и жена, какая разница, на кого квартира, – вспоминает пенсионер. – Мы же в браке, все общее. Я даже не придал значения этому».

Так и жили. Совместных детей у пары не было, сына и дочку Нины Николай растил как родных. Далеко не всем супругам удается продержаться вместе и десять лет, а семья Фесенко сначала отметила золотую свадьбу, а затем и 60-летний юбилей. Последний справляли скромно дома, потому что к тому времени Нина уже несколько лет сильно болела, передвигалась на инвалидном кресле, а Николай вынужден был оставить работу, чтобы постоянно быть рядом с женой и ухаживать за ней.

«В ноябре прошлого года жена умерла, меньше месяца не дожила до 91 года. А когда я после этого пошел получать документы, мне заявили, что я ей не муж. Якобы в 1957 году наш брак аннулировали. Но как так? – недоумевает вдовец. – Мы всю жизнь вместе прожили под одной фамилией, и никто из нас об этом не знал! 60 лет жили и не знали, что мы не семья. И квартиру, и машину получали как семья. А тут вдруг такое!».

Примерно за 10 лет до этого Нина ходила к нотариусу и составила завещание. Все свое имущество, которое подразумевало под собой половину квартиру, она завещала правнучке Диане. Позже Николай тоже посетил нотариуса и свое имущество завещал сыну от первого брака, который живет на Украине.

Но после того, как пенсионеру объявили, что мужем Нины он не был, правнучка сначала пообещала выплатить Николаю его долю, но потом решила, что ни о какой половине речи быть не может, и квартира прабабушки должна полностью стать ее. Поговорить с девушкой, которая заканчивает школу, «МК-Эстонии» не удалось, на звонки они не отвечала.




Было ваше, стало наше

Не зная, что же делать, Николай обратился к присяжному адвокату Евгению Твердохлебову из Advokaadibüroo Vindex и дал поручение рассказать о его деле. Так что это редкий случай, когда адвокат имеет право разглашать полученную информацию и комментировать дело клиента.

«Николай жил со своей супругой Ниной 60 лет. При заключении брака в 1956 году Нина взяла фамилию мужа. На протяжении этого времени государство неоднократно выдавало ей различные документы, в которых была указана ее фамилия, выбранная при заключении брака с Николаем, а также что она является его женой, – комментирует присяжный адвокат. – Николаю выделили квартиру. При приватизации нужно было оформить ее на имя одного из супругов, и так получилось, что оформили на имя Нины. Николай не возражал, так как был уверен, что имущество, приобретенное в браке, считается общим вне зависимости, на имя какого из супругов оно оформлено».

Квартиру оформили на имя Нины, указав, отмечает Твердохлебов, что она приватизирует ее как жена Николая.

За квартиру заплатили облигациями народного капитала, более половины Николай и остальное – Нина. Также и в документах, выданных мужчине, было указано, что он в браке и что его женой является Нина, у пенсионера на руках оригинал свидетельства о браке с ней.

«Оба супруга оформляли в разное время нотариальные документы, указывая, что состоят в браке. Нотариус, заверявший сделку, никакого несоответствия не выявил. То есть и по данным регистра, и по документам, и по мнению обоих супругов, они являлись мужем и женой, – подчеркивает Евгений Твердохлебов. – Супруги прожили вместе до самой смерти Нины. Когда Николай обратился к нотариусу, чтобы оформить наследство и собственность, его при выдаче документов в кабинет не позвали, сказав, что он не имеет отношения к делу и супругом Нины не являлся».

Квартиру, где мужчина прожил последние 40 лет, оформили на имя правнучки его жены Дианы. Правнучка, ей сейчас около 20 лет, сначала якобы обещала заплатить Николаю половину стоимости квартиры, но свое обещание исполнять не спешит. Поэтому вдовец был вынужден обратиться в суд.

«Николай считает, что как переживший супруг имеет право на свою долю в общем имуществе. То есть и Николай, и правнучка, в пользу которой было оставлено завещание, должны были иметь по половине квартиры, – рассуждает Евгений Твердохлебов. – Когда мы стали выяснять, почему нотариус не выдал Николаю свидетельство о праве собственности, то узнали, что в регистре народонаселения была сделана запись о том, что брак, заключенный в 1956 году, был признан недействительным в 1957 году решением по гражданскому делу».




Фамилия как доказательство

В архивах, отмечает Твердохлебов, не сохранилось ни судебного дела, ни решения. Хотя решения по другим делам сохранились. Поэтому невозможно проверить, участвовали ли Николай и Нина в этом деле. Так как они до последнего момента считали друг друга мужем и женой, то можно сделать вывод, что в деле о признании брака недействительным они не участвовали.

«В советское время, если брак расторгали или признавали недействительным, свидетельство о браке или изымали, или ставили в него соответствующий штамп, – рассказывает присяжный адвокат. – Так как свидетельство о браке не изъяли, и никакой штамп не поставили, то можно и по этим признакам сделать вывод, что, по мнению государства, брак действовал. Государство неоднократно оформляло и другие документы, в том числе ордер на квартиру, в которых признавало действительность брака».

Если при заключении брака произошла смена фамилии, то, по словам Евгения Твердохлебова, при признании брака недействительным обязательно восстанавливается прежняя фамилия.

Не стоит путать это с расторжением брака, когда фамилия восстанавливается по желанию. Фамилия Нины, выбранная при заключении брака, не была восстановлена. При смене паспортов государство указывало ее фамилию по мужу. Это обстоятельство тоже позволяет сомневаться в признании брака недействительным.

Твердохлебов объясняет, что запись в регистре о заключении, расторжении или признании недействительным брака является декларативной, то есть сама по себе запись без документов, служащих основанием, например, без решения суда, не отменяет брак. Так как решения суда нет и, по данным архива, никогда в него не передавалось, хотя другие подобные решения имеются, то есть основания сомневаться в том, что брак недействителен.

«Если же суд не согласится с таким рассуждением, то у Николая есть и резервное обоснование. Если считать, что Николай и Нина не были супругами, то из их поведения – приобретение собственности, сравнимые по величине взносы и т. п. – можно сделать вывод, что они имели общую экономическую цель, например, приобретение имущества для совместного проживания и воспитания детей, и поэтому между ними могут быть компанейские отношения. Тогда можно требовать раздела совместного имущества компаньонов», – заключает Евгений Твердохлебов.




Без лишних проверок

Получается, что у Николая может быть право претендовать на половину квартиры, которую он получил, оплатил, ремонтировал и в которой живет, независимо от того, какое мнение будет у суда в отношении действительности брака.

«По нашему заявлению суд арестовал квартиру на время спора, чтобы ответчица не смогла затруднить исполнение решения суда, если иск удовлетворят», – добавляет присяжный адвокат.

Вполне понятно, что и Николай, и Нина считали себя законными супругами всю свою жизнь. Но они оба обращались в инстанции, оформляли документы. Почему факт аннуляции брака не всплыл за все эти годы? Особенно удивительно это в свете оформления завещания. Неужели нотариусы не проверяют, что в действительности принадлежит человеку, и кто в дальнейшем может претендовать на это наследство – есть ли у заявителя супруг, дети?

«Согласно закону, который вступил в силу с 03.07.2009 (Notariaadimäärustik), статье 48, нотариус обязан при удостоверении личности использовать данные регистра народонаселения для проверки действия документа, удостоверяющего личность, а также для установления семейного положения участника нотариального акта, если это требуется установить, – отвечает нотариус Алла Шевчук.

– При необходимости нотариус может проверить и другие личные данные в регистре народонаселения, если это требуется для нотариального действия».

Если в ходе подготовки нотариального акта нотариусу представят документ о смерти лица, изменении имени или фамилии, рождении или о месте рождения, о котором должна быть сделана запись в регистре народонаселения, но записи нет, тогда, по словам Аллы Шевчук, нотариус сам посылает необходимый документ в ЗАГС для внесения данных в регистр народонаселения (эти положения закона вступили в силу с 09.03.2015).

До смерти не узнать

Что касается ситуации Николая и Нины, то, не зная всех обстоятельств составления завещания, в том числе и того, что сам завещатель сообщил нотариусу, когда данные о недействительности брака были занесены в электронный регистр народонаселения, было ли это уже после составления супругой завещания или до этого, были ли эти данные при составлении завещания доступны нотариусу, и, учитывая то, что данные электронного регистра народонаселения пополняются постоянно, Алла Шевчук не может сказать, какие данные и кому при составлении завещания были известны. Это известно только тем нотариусам, которые занимались этими документами.

«При оформлении завещания нотариус обязан удостоверить личность завещателя, также убедиться в наличии у него необходимой дееспособности и способности к разумному суждению, – поясняет нотариус. – В завещании указываются распоряжения человека на случай смерти. Обычно он желает назначить наследника всего своего имущества, который будет полным его правопреемником. В таком случае нет необходимости перечислять в завещании имущество, достаточно указать, кого завещатель желает назначить наследником всего имущества. Под всем имуществом подразумеваются все права и обязанности, которые есть у завещателя в момент открытия наследства, то есть его смерти, и которые по закону могут перейти наследнику».




Состав такого имущества, отмечает Алла Шевчук, может с момента составления завещания до открытия наследства кардинальным образом измениться, поскольку завещатель имеет право еще при жизни распоряжаться своим имуществом, и в конечном итоге может ничего и не остаться.

Как объясняет Алла Шевчук, о том, что входит в наследуемое имущество, становится в определенной мере известно лишь после открытия наследства, то есть смерти наследодателя, и начала наследственного дела у нотариуса, когда тот сделает запросы в регистр недвижимости, регистр брачного имущества, коммерческий регистр, в кредитные учреждения. В процессе проведения наследственного дела нотариус определяет, какое имущество является совместным имуществом супругов, а какое раздельным имуществом наследодателя.

«Проверять, какое имущество есть у человека в момент составления завещания, нотариус не обязан, но при необходимости он может проверить данные крепостной книги, например, если завещатель желает назначить лицу не все имущество или не идеальную долю имущества, а конкретное благо: например, квартирную собственность, право проживания в квартире. Если завещатель не уверен, является ли недвижимость совместным имуществом супругов или нет, то следует это уточнить у нотариуса, который сможет проверить имеющиеся данные в крепостной книге, строительном регистре, регистре брачного имущества», – перечисляет нотариус.

Также, по ее словам, в момент составления завещания не проверяется, кто в будущем может претендовать на наследство, поскольку завещатель может изменить завещание, назначить других наследников, аннулировать завещание – в таком случае наследники определяются по закону. Окончательные наследники будут выявлены после смерти наследодателя и проведения наследственного делопроизводства.

mke.ee

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости