Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама







Сейчас с нами
317 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11146

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Разное : Если б не было зимы… Выясняем, как нам аукнется нынешняя погода
Автор: CaneCorso в 23/01/2020 07:10:00 (2479 прочтений)


Ключевой вопрос этой странной зимы: если бы мы посадили картошку в октябре, она созрела бы к крещенским морозам или к 8 Марта? Люди фотографируют январских жуков, лягушек, грибы и цветочки — но глаза грустны, на душе тревога. Это вам не очередной шальной каштан, который решил зацвести осенью. На этот раз все серьезнее и опаснее. Чем будем расплачиваться за нынешний температурный аттракцион? Кто защитит посевы, проснувшихся ежиков, продавцов тюбингов? Вместе с практиками, аграриями, учеными попытаемся угадать дальнейший сценарий: что будет с урожаем, с природой, с нами.

Далее...



Еще осень или уже весна?

В Брестской области видели журавлей, которые не то прилетели, не то не улетали. В Минске напролом и без очереди лезут цветы. Кого-то укусил комар. В лесу стоит полноценный март или того хуже. Перемешались признаки весны и осени (но не зимы): подснежники, грибы, черника. Соцсети ломятся от росточков, почек и бутончиков. В январских пейзажах преобладает зеленый цвет.





В Твери проснулись гадюки.


На Сааремаа выполз перекусить горячий эстонский уж.

И только аграрии всю эту прелесть не фотографируют, они разучились умиляться. Потому что лучше всех знают, чем такое веселье может кончиться. И чем же?


Тепло — это ловушка

Все в курсе, как устроена эта ловушка. Само по себе тепло — это хорошо, к нему претензий нет. Но морозы могут подкрасться в самый неподходящий момент. И тогда все это буйство январской вегетации из Instagram обречено.

И что дальше? Мы все погибнем?

Отвечает Михаил Шруб, один из самых успешных аграриев страны. В любой непонятной ситуации он твердит присказку: «Делай то, что можешь делать». Сейчас как раз самая подходящая ситуация для этой формулы. Даже он на погоду повлиять не может, поэтому надо пользоваться той, которая есть.

Михаил прикидывает, как теплая половина зимы сказалась на хозяйстве:

— Да почти никак. Каких-то особенных последствий нет. Такие температуры для озимых как раз неплохие… А вот насчет будущего гадать бесполезно. Если весна начнется нормально, вопросов нет. А если в мае выпадет 20 сантиметров снега, будут проблемы. Тогда и будем это обсуждать.

Шруб кивает на Западную Европу: там давно теплые зимы — и как-то выживают же. Но есть важное отличие:

— Наша проблема в том, что после тепла может ударить мороз градусов 20. Растения к такому не готовы, они не закалились естественным образом, не укрыты снегом.

Да, есть экономия энергоресурсов. Хотя тут тоже не все однозначно. На отопление тратится меньше, но есть же хранилища, которым нужен холод.

— Оборудование нашего комплекса по хранению продукции рассчитано на низкую внешнюю температуру, а при такой зиме, наоборот, приходится охлаждать воздух. В этом году автоматика чаще включала холодильники.

Но эти плюсы и минусы — мелочи по сравнению с главной проблемой: нет снега. Что это значит?


Прошлым летом мы ездили смотреть, как фермер Шруб выпутывается из жестокой засухи, накрывшей страну. Например, он принялся строить собственный накопитель воды. Мы сомневались: деньги огромные — а вдруг засухи нормальной больше и не будет? Фермер тогда «успокоил»: будет. Сегодня наблюдаются неплохие предпосылки для реализации его пророчества.


Так что делать? Копить воду

Оказывается, кое-что можно сделать. Но дорого. Но не делать вроде бы еще дороже. Шруб снова доказывает, что надо срочно учиться пользоваться водой:

— Если не научимся регулировать, беречь, накапливать воду, а не просто сбрасывать по устаревшим мелиоративным сетям и рекам, нас ждет тяжелое будущее. Засухи будут повторяться все чаще, а возможностей для полива не будет. Вот это проблема государственного уровня, и ее надо решать.

Уровни уже упали, и подняться им вроде как не с чего.

— Я сейчас сижу перед Припятью — воды нет и таять нечему, — говорит Михаил Шруб. — Что будет летом, сказать сложно. Может, пойдет дождь, и мы утонем. Были же годы, когда вода прибывала летом. Но это опять же говорит о том, что мы не умеем управлять уровнями, тогда как в тех же Нидерландах они регулируются с точностью до сантиметра. Наша страна зависит от воды. Она может быть для нас и богатством, и бедой: мало — плохо, много — плохо. Значит, надо регулировать. Вот чем должны мелиораторы заниматься, а не траву по берегам косить для красоты.




Растениям нравится тепло. Вредителям тоже

Сегодня лес выглядит как в марте. Природные циклы летят к чертям, растения готовятся к цветению: им кто-то внушил, что весна. Но если они цветут сейчас, чем будут заниматься настоящей весной?

Замдиректора Института экспериментальной ботаники имени Купревича НАН Беларуси, кандидат биологических наук Дмитрий Груммо объясняет, чем это чревато:

— Сейчас идут процессы, характерные для марта-апреля. Из-за тепла растения перестраиваются на ходу и, вообще-то, чувствуют себя хорошо. Но, если не дай бог ударят сильные морозы в январе, феврале, а то и в марте, многие погибнут.

Что будет с теми, кто выживет? Есть шанс на вторичное цветение, которое может дать нормальные плоды.

Но Груммо напоминает про еще один подводный камень:

— Даже если растениям удастся хорошо перезимовать, это означает, что и вредители хорошо перезимовали. Особенно это опасно для деревьев.

И снова сворачиваем к воде: для многих экосистем очень важно снеговое питание. Если нет задержки снега и льда, половодья можно не ждать.

— Уровни грунтовых вод могут упасть еще ниже, в результате летом возможна засуха на болотах, как уже было в прошлом году. Как одно из последствий — повышение пожарной опасности. А от огня страдает все.


У грибов продолжается осень

В прошлом сезоне белорусские грибники остались на голодном пайке. Вообще-то, сначала грибы ни с того ни с сего вылезли раньше времени, в мае. А потом наступила засуха — и как отрезало.

Это еще можно понять. Но в декабре люди принялись хвастаться свежими опятами. Потом кто-то вообще выложил на нашем форуме заснеженные белые грибы, утверждая, что они собраны в районе Марьиной Горки 29 декабря. Доказать ничего невозможно, но, чтобы вызвать волнения, этого вполне достаточно.

Попытаемся понять, как весь этот природный кавардак может отразиться на следующем сезоне.

— Нам как раз передали из Беловежской пущи серую говорушку — крепкую, хорошего качества, — говорит заведующая лабораторией микологии Института экспериментальной ботаники, кандидат биологических наук Татьяна Шабашова. — Да, при такой температуре и соблюдении ряда условий вполне могут расти грибы. Они и растут — вешенки, опята могут выйти при благоприятных условиях.

В основном это поздние осенние грибы — те, которые думают, что осень не закончилась. Грибные «подснежники» — сморчки и строчки — пока не замечены.

Что дальше? Да что угодно.

В сухом остатке: сегодня понять, как грибы поведут себя в сезон, невозможно. Могут так, а могут эдак, они еще не решили. Главный фактор — опять же вода. Сделать мы ничего не можем, только надеяться на весну с дождями.

Плохо быть белым

Отвлечемся от людей и их кормовой базы. Животный мир тоже в недоумении. То, что некоторые перелетные птицы перестали улетать из Беларуси, не новость. Аисты научились давить на жалость у человеческих столовок. Чайки и врановые успешно зимуют на свалках.


Эти лебеди на Минском море были сняты в конце декабря, и они никуда не торопились.

Журавли, которых видели на Брестчине, тоже могли оказаться не вернувшимися, а не улетавшими.

Кандидат биологических наук Валерий Домбровский объясняет, что дальние мигранты зимуют в конкретных местах и в определенные сроки независимо от того, какая погода на родине. Они просто не могут знать, что у нас тут уже «март». Что пора возвращаться, понимают по длине светового дня.

В то же время есть виды, которых на зимовку гонит холод. А если гонит слабо, так и улетать незачем. Отсюда и все эти гуси-лебеди посреди зимы.

Вообще, для животного мира теплая малоснежная зима — палка о двух концах.

— Если тепло продержится до весны, это однозначно повысит выживаемость молодых особей для многих оседлых видов птиц, — говорит Домбровский. — С другой стороны, есть виды, которым тяжело выживать без снега и морозов: например, белая куропатка, заяц-беляк, ласка, горностай, которые на зиму меняют окраску на белую. Они сейчас заметны на большом расстоянии. Наверняка плохо спится медведям, что может привести к ускоренному расходованию жировых запасов. Енотовидная собака в этом году практически не ложилась, хотя обычно впадает в спячку, — бродит сонная… А в более долгосрочной перспективе бесснежная зима может привести к засушливой весне, падению уровня грунтовых вод, бескормице.


Зато сэкономим на «коммуналке»! Или нет?

Возвращаемся в город. С виду такая зима крайне выгодна: меньше реагентов, дворников, топлива, техники, сил. Меньше надо топить — страшная экономия же! Много ли уже наэкономили за половину зимы?


В Министерстве ЖКХ отвечают туманно: чтобы понять экономический эффект от этой зимы, надо дождаться весны. А пока ничего не понятно.

На местах коммунальщики объясняют: с такой зимой на отоплении много не наэкономишь.

— Да, температура теплоносителя снижена, оборудование работает не в полную загрузку, но энергоресурсы-то расходуются, хозяйство надо содержать, зарплату работникам тоже надо платить.

Но это с позиции предприятия. Для населения получается другая математика.

Берем первую попавшуюся реальную трехкомнатную квартиру в Гомеле. Берем декабрь. Берем старую квитанцию за отопление. Берем новую квитанцию. Ищем отличия.

Надо учитывать, что тарифы за год поменялись, поэтому корректнее сравнивать не плату, а потраченные калории.




За нынешний декабрь, который стал одним из самых теплых в истории страны, по квитанции потрачено 1,10180 Гкал.

Год назад — 1,37784 Гкал.

Итого: экономия в масштабах отдельно взятой квартиры — 20%.



people.onliner.by

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости