Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама







Сейчас с нами
225 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11254

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Чтиво : АЛМАЗНАЯ КОЛЕСНИЦА ШПИОНА ЗОРГЕ
Автор: Мastak в 02/04/2004 10:16:06 (1589 прочтений)


На старом поле битвы.
Летние травы
Там, где исчезли герои,
Как сновиденье.

...22 июня 1941 года я впервые увидела, как Зорге плакал. Я посадила его к себе на колени и стала гладить его спину. Заглянув ему в лицо, я заметила, что он плакал без слез. И когда я удивленно спросила его, в чем дело, он ответил: "У меня нет друзей и близких. Тяжело". Я тогда подумала, каким одиноким делает человека его работа...

Исии Ханако,
японская жена советского разведчика Рихарда Зорге

читаем далее про самого знаменитого разведчика всех времен и народов....


В 1949 году Исии добьется, чтобы ей разрешили забрать останки казненного разведчика из тюремной братской могилы. Она опознала Рихарда по переломанным еще во время Первой мировой ногам, по

сломанной челюсти, по очкам... Она знала каждый сантиметр любимого тела. Урну с прахом хранила дома и работала несколько лет, чтобы купить участок земли на токийском кладбище Тама. Потом Исии Ханако будет ждать почти двадцать лет, когда из СССР кто-нибудь придет на могилу почтить память. Она встречала в портах советских моряков, чтобы рассказать им про Рихарда Зорге: "Ему было тяжело. Никто из нас, окружавших его, до конца не знал, насколько ему было тяжело. Он был истинным борцом..."
4 июля 2000 года Исии Ханако скончалась в Токио в возрасте 89 лет. Она дождалась триумфа славы Рихарда Зорге, сама написала три книги о том, каким он был в жизни. И съездила в Россию, чтобы привить к дереву дружбы ветку сакуры...

В Японии, которая до сих пор находится в состоянии войны с СССР (мирный договор так и не подписан), стала бестселлером автобиография советского разведчика, которую Зорге три года писал в камере смертников. В Токио не сходит со сцены пьеса "Рихард Зорге", написанная младшим братом казненного вместе с ним журналиста Ходзуми Одзаки. В прошлом году в Японии вышел фильм "Шпион Зорге", который побил по сборам "Матрицу: Революция".
В России имя Зорге тоже не забыто. Но сейчас идет волна разоблачений. Рихард уже и двойной (а то и тройной) агент, и, безусловно -- пьяница и развратник. Наверное, это реакция на то, что когда-то Хрущев своим указом сделал из Зорге Героя. А зачем сейчас России герои-коммунисты?

Узнали в кино и наградили

Брежнев был так протрясен сериалом "Семнадцать мгновений весны", что



Исии Хинако

хотел присвоить разведчику Штирлицу звание Героя Советского Союза. Не получилось. Сказали, это -- выдуманный герой. А у Хрущева получилось. Он посмотрел фильм французского режиссера Ива Чампи "Кто вы, доктор Зорге?" и наградил советского разведчика звездой Героя. Потому что Рихард Зорге и в самом деле жил, боролся и был казнен. Просто Родина про него на 20 лет забыла.
Интересно, как отреагирует на новый японский фильм нынешний глава государства, сам бывший разведчик? Тем более, что в японском фильме наш Рихард куда круче Джеймса Бонда. Хотя, может, зря японцы раскрывают основную тайну советских разведчиков... После бесконтактного свидания Штирлица с женой в кафе все советские люди уверены, что наш разведчик ведет в чужой стране кристально-моральный образ жизни.
Трижды женатый, ни разу -- отец

О том, что Зорге был женат законным браком на русской женщине Екатерине Максимовой, знают все. Только в последних публикациях стали мелькать другие женские имена. В недавно вышедшей книге "Зорге. Подвиг и трагедия разведчика" С. Голяков и М. Ильинский предваряют это интересное место биографии такими трогательными и по-мужски целомудренными словами:
"Эротика в разведке -- далеко не последнее дело. Интимные связи всегда дают суперважную информацию, и игнорировать их боец невидимого фронта, рыцарь плаща и кинжала никак не может. О "моральном облике" разведчика-нелегала дискуссий не ведется. Должен ли разведчик быть однолюбом? Все зависит от обстоятельств. Если это не приведет к провалу или измене,



Екатерина Максимова

интимные связи разведчика -- в порядке вещей. Примечательно, что ни одна из трех жен Рихарда не находила повода упрекнуть его в супружеской неверности. Этого не случилось, возможно, потому, что, как сам считал Зорге, он в отношениях с прекрасным полом всегда оставался джентльменом. Но работа разведчика не раз ставила его перед необходимостью сойтись с "носительницей" информации. Если того требовало дело, Зорге охотно пускал в ход свое обаяние и привлекательность красивого мужчины".
Давайте подробнее с этого места поговорим об этих "методах" разведки. О женщинах, которые были соблазнены и брошены во имя высших интересов чужой страны. О тех, кто любил советского Джеймса Бонда.
Не будем вспоминать про медсестру Хельму, которая в 1916 году сделала Рихарда не просто мужчиной, но и коммунистом. И даже про первую жену -- Кристину, которую Зорге в 1921 года отбил у своего научного руководителя немецкого философа Курта Герлаха. Кстати, официально они развелись только в 1932 году. Но, как острил Зорге, в Коминтерне шла "любовь по-марксистски", поэтому во время первого брака у него был "батальон прекрасных библиотекарей и дам", с которыми он изучал учение Маркса -- Ленина. В это же время он учит русский язык с Екатериной Максимовой. Брак Рихарда с Катей был оформлен 8 августа 1933 года, когда Рихард был уже в Японии, возглавляя разведгруппу "Рамзай" (!).


Катя была беременна и оставалась в Москве. Он заботился о ней, как мог. Вытребовал у начальства для жены квартиру на Софийской набережной. Писал письма. "Моя милая К.! Я живу хорошо, и дела мои, дорогая, в порядке. Если бы не одиночество, то все было бы хорошо. Я живу в небольшом домике, совсем легком, состоящем главным образом из раздвигаемых окон, по полу плетеные коврики. Иногда я очень беспокоюсь о тебе. Я постоянно спрашиваю себя: не была бы ты счастливее без меня? Не забывай, что я не стал бы тебя упрекать..."
Нечто похожее на эпизод из "Семнадцати мгновений весны", где Штирлиц приезжает на свидание к жене и ему разрешается взглянуть на супругу со стороны, Зорге пришлось переживать за восемь лет работы в Японии шесть раз, причем самая долгая их встреча продолжалась не более пяти часов.
Катя не стала матерью, а Рихард отцом. Она, как жена врага народа, в 1943 году умрет в ссылке, в деревне Большая Мурта. Рихард об этом так и не узнает. Он и перед казнью своей будет уверен, что немцы уже далеко от Москвы, значит, Кате ничего не грозит.

Отчего я так сильно
Этой осенью старость почуял?
Облака и птицы.
Информация прямо из постели

По данным японских секретных служб, Зорге поддерживал связи с... 52 женщинами. Глупо предполагать, что только для сбора информации. Но не без этого...

Воин в засаде.
На шлеме его тяжелом
Трепещет бабочка.


* Джульетта. На теннисном корте Зорге видели с дочерью генерал-майора британской армии Фрэнсиса Стюарта Пигготта, военного атташе (1936 -- 1939) в Токио. Мисс Джульетта Пиггот была влюблена сначала в Бранко (югослав, разведчик № 2 в группе Зорге), а затем в Рихарда и не особенно это скрывала, а генерал знал о дочерней страсти. Лет двадцать спустя Джульетта на вопрос корреспондента о Зорге говорила: "Зорге? С трудом припоминаю. Я, кажется, играла с ним. Только в теннис. По вечерам? Ах, кажется, встречались и по вечерам. Было интересно взглянуть и понять, в чем же его знаменитые в Токио чары. Главное, что запомнилось: он в теннис играл лучше других... Я от него многому научилась".

* Агнесс. В Китае Зорге большую помощь оказывала американская журналистка, коммунистка и разведчица Агнесс Смелди (34 года). Слежка за ней велась круглосуточно. Рихард считал, что любовные свидания -- лучшее прикрытие для них двоих. Ее любимый лозунг: "Любовники всех стран! Соединяйтесь!" Смелди вводила Рихарда в круг нужных людей и передавала ему получаемую информацию от министра финансов Китая. Она же познакомила Зорге с его будущим помощником и другом японским журналистом Одзаки Ходзуми.

* Рут. Будущей немецкой писательнице и кадровой советской разведчице кавалеру Ордена Красного Знамени Рут Вернер во время встречи в Шанхае было 23 года. Она вспоминала: "В ноябре 1930 года Рихарду было 35 лет. Я нашла его обаятельным и красивым. Продолговатое лицо, густые вьющиеся волосы, глубокие уже тогда морщины на лбу и на щеках, ясно-голубые глаза, темные ресницы, нежный, хорошо очерченный рот... О нем нельзя думать, если его нет, или не желать видеть его перед собой, когда он рядом..." (Интересно, что вспоминала это Рут в 2000 году.)
Рихард и его соратники встречались на квартире Рут раз в неделю, всегда утром. Хозяйка обеспечивала "сторожевое охранение".

* Цинь. Миловидная китаянка была дочерью генерала гоминьдановской армии. Отец выгнал ее из дома за то, что она вышла замуж за коммуниста. Молодой муж, естественно, был очень беден, и когда заболел туберкулезом, денег на лечение не было. Рихард Зорге снял для ее несчастного мужа бунгало в горах Чаньшана, а с Цинь встречался в квартире Вернеров. Китаянка приносила ему ценную информацию.
И жена германского посла...

Самую ценную информацию Зорге получал в германском посольстве в Токио, от Хельмы-Терезы -- жены посла Ойгена Отта. В молодости Хельма-Тереза увлекалась левыми идеями и однажды ночью во Франкфурте оказалась в компании Рихарда Зорге. Они пели песни, пили вино и хорошо проводили время в спорах о будущем народов. Встретились через много лет в Токио. Хельма-Тереза была замужем за немецким послом Ойгеном Оттом, Зорге писал аналитические статьи в газету.

И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьет торопливо
С хризантемы воду.

Хельма неистово ревновала Рихарда к другим женщинам. И было к кому. Любовницей Зорге была также секретарша посла. Служба безопасности посольства сообщала, что журналист посещает район Таманои -- квартал самых дешевых проституток, а также бывает в домах дорогих танцовщиц. А еще была у него постоянная японская подруга, с которой он прожил почти шесть лет.
Итак, она звалась Исии...

Она выросла в деревне рядом с Хиросимой. Училась в медицинском училище, потом поехала искать счастья в Токио. Не сразу, но к Исии пришла удача -- у папаши Кетеля, хозяина ресторанчика "Рейнгольд", освободилось место "хозяйки", задача которой -- развлекать гостей. Это было осенью тридцать пятого года. 4 октября ее послали развлечь немца, пришедшего в ресторан отметить свой сороковой день рождения. Его звали Рихард. Роман завязался почти сразу. В свой дом, кроме Исии, до мая 1941 года Зорге никого не водил...

Оттепель.
Моя милая сушит над очагом
Белый носочек.
Сыграй мне напоследок Моцарта

С мая 1941 года в квартире Зорге стала часто бывать профессор Берлинской консерватории по классу клавесина 44-летняя Эта Харих-Шнайдер. Она говорила, что Рихард возвращал ей воспоминания о молодости и заставлял жить сердцем. "В его квартире мне всегда бывало жарко. Очертания пыльных улиц расплывались в нестерпимом блеске солнечных лучей. Воздух был напоен запахом горячего дерева. Дом, построенный в европейско-японском стиле, выглядел неряшливо, хотя я знала, что его всегда убирала японка.
От пола до потолка -- книжные полки. За дверью -- спальня, которую почти целиком занимала широкая двуспальная кровать. К спальне вел узкий коридорчик".

Кто вы, доктор Зорге?

Зорге был пытан, повешен, предан отказавшимся от него СССР -- и стал мифом. О нем много написано, но он до сих пор загадка.
Полурусский немец, двадцатилетним солдатом Первой мировой два дня с перебитыми ногами и отравленный газами провисевший на колючей проволоке перед русскими позициями. Доктор общественно-политических наук Гамбургского университета. Друг Бухарина и Троцкого, агент Коминтерна, поставил свою жизнь на службу мировой революции и в течение восьми лет добывал секретную информацию в азиатской столице, где разведчикам приходилось тяжелее, чем в любом европейском государстве.
Трезвый аналитик, один из лучших журналистов своего времени. Аскет -- и гуляка, завсегдатай токийского квартала красных фонарей. Нежный муж, трогательно заботившийся об оставленной в Москве жене. Плачущий на коленях японской гейши одинокий мужчина.
Он не был двойным агентом, но его внутренняя раздвоенность не вызывает особых сомнений -- как и то, что работа в Японии подарила ему несколько лишних лет жизни. Обратно в СССР ему дороги не было. Его ждал ГУЛАГ.

Иней его укрыл,
Стелет постель ему ветер...
Брошенное дитя.

В публикации использованы хайку японских поэтов Басё, Бусона и Исса.


БОРОЛИСЬ И УМЕРЛИ ВМЕСТЕ


Зимние дни в одиночестве.
Снова спиной прислонюсь
К столбу посредине хижины.

В Токио (1933 -- 1941 гг.) в группу "Рамзай" входили 32 японца, четыре немца, два югослава, один британец. Среди них не было ни одного военного. В основном -- журналисты, художники, поэты. Все мечтали о счастье всего мира (вовсе не одного СССР). Никто из них не был куплен за деньги или вовлечен в шпионаж путем шантажа.



Из 45 арестованных по делу Рихарда Зорге судили 17 человек, остальные были признаны невиновными. Приговорены к казни: Рихард Зорге и Ходзуми Одзаки. В токийской тюрьме Сугамо умерли: художник Иотоку Мияги, Бранко Вукелич, Сиге Мидзуно и Сумио Фунакоси. Во время допроса Тагуси откусил себе язык и пытался покончить жизнь самоубийством, но благодаря быстро принятым мерам не сумел осуществить свои намерения.
Подлинные причины провала группы стали профессиональной тайной японской контрразведки. В 1945 г. эти секреты стали военной добычей американцев. Именно ЦРУ называло Зорге "звездой шпионажа". Кстати, американцы на то, чтобы проанализировать деятельность "Рамзая", потратили 150 тысяч долларов. А группа Зорге обходилась советской разведке всего в 40 тыс. долларов в год. Они жили преимущественно на доходы от своей легальной деятельности.

По дороге не ссорьтесь,
Помогайте друг другу, как братья,
Перелетные птицы!
Ходзуми Одзаки

Единственный японец, казненный во время войны за предательство родины. Японский поэт и писатель (автор 11 книг), работал корреспондентом самой тиражной японской газеты "Токио асахи симбун". В 1938 году стал советником премьер-министра Коноэ. Он часто удивлял Зорге способностью находить источники важной информации. Благодаря Ходзуми Одзаки в 1938 году Москва получила сведения о подготовке к вторжению японских войск на территорию Советского Союза в районе озера Хасан, а в 1939-м -- о приближении их к советским границам в районе реки Халхин-Гол.
Ходзуми был арестован на несколько дней раньше Зорге. И повешен 7 ноября 1944 года -- на час раньше Зорге.
Иотоку Мияги

Художник Мияги долгое время жил в США, вступил там в коммунистическую партию и вернулся в Японию по настоянию русской разведки. На продаже его гравюр группа зарабатывала деньги. Портрет Гитлера в японском кимоно работы Мияги висел в доме Зорге. У него было много поклонников и поклонниц в высшем свете и дипломатических корпусах.
11 октября 1941 года во время допроса Мияги выбросился из окна на улицу. Внизу была каменная ограда...

Молния.
С бамбуковых листьев со стуком
Упала роса.
Бранко Вукелич

Югославский журналист, корреспондент французского журнала "Ви" Бранко Вукелич, завербован советской разведкой в Париже. Зарабатывал не только как фотограф, но и как токийский представитель французского телеграфного агентства Гавас. Это открывало перед ним двери многих закрытых учреждений.
Погиб под пытками в тюрьме.
Макс Клаузен

Радист Клаузен помимо основных обязанностей занимался финансовым обеспечением группы. В Токио он владел большой светокопировальной мастерской, которая не только приносила доход, но и была дополнительным источником информации. К услугам фирмы обращались конструкторские бюро крупных военных заводов -- "Мицуи" и "Мицубиси", где строили танки, корабли, самолеты. За технической помощью обращались представители морского флота и даже некоторые отделы японского генерального штаба.
Освобожден 8 октября 1945 года после капитуляции Японии. Вместе с ним вышли еще 8 человек, осужденных по "делу Зорге".
Наталия ОЛЬХОВА


0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости